Кража груза при автоперевозке – как это бывает
В общем объеме товарооборота наибольшая доля принадлежит автомобильным грузоперевозкам. Привлекательность этого метода заключается в широком охвате территорий, гибкой ценовой политике, развитой логистической системе, наличии возможности перевозить разные объемы товаров. Одновременно с этим, владелец груза сталкивается с определенными рисками. Возможная кража товаров – наиболее существенная опасность.
Хищение чужого товара может происходить при разных обстоятельствах, но итог такой ситуации всегда один – потеря личного имущества, необходимость обращения в полицию, трата времени на определение порядка взыскания компенсации. Перевозчик, при возникновении такой ситуации, должен доказать свою непричастность, что зачастую создает определенные трудности.
Группы товаров, которые часто воруют:
- Мелкая электроника (плееры, планшеты, смартфоны, электронные книги, комплектующие и аксессуары);
- Портативные устройства, ноутбуки, ультрабуки;
- Оргтехника и бытовая техника для офиса и дома;
- Косметика, парфюмерия;
- Лекарственные препараты, пользующиеся высоким спросом, дорогостоящие или содержащие наркотические вещества;
- Свежее, охлажденное, замороженное мясо.
В подавляющем большинстве случаев кражи происходят в следующих ситуациях:
- При перевозке товаров разными видами транспорта, когда осуществляется перегрузка вещей;
- При перевозке грузов на достаточно большие и средние расстояния;
- При отсутствии пломбировки на транспортном средстве;
- При недостаточной проверке водителей, нанятых для транспортировки высоколиквидных товаров.
Как происходит кража груза?
С точки зрения хищения товаров автомобильный транспорт считается крайне ненадежным методом перевозки. Это связано с рядом факторов:
- Наличие остановок для дозаправки транспортного средства, отдыха водителя и выполнения других мелочей (в таких ситуациях груз может привлечь внимание злоумышленников).
- Похитители могут не только украсть груз, но и угнать транспортное средство.
- Желание сэкономить порой приводит к тому, что собственники транспортных средств не используют специализированные средства для защиты кабины и кузова от проникновения в них посторонних людей.
- Риск кражи товаров при перевозке на дальние расстояния, например, из столицы на Дальний Восток, существенно увеличивается. Это связано с большим количеством остановок из-за большой дистанции.
При длительных остановках вдали от постов ГАИ или на неохраняемых стоянках мошенники вскрывают тент транспортного средства и забирают груз. В большинстве случаев такие кражи осуществляются в ночное время суток. Особенно, если водитель оставил транспортное средство и отправился ночевать в отель. Злоумышленники часто отслеживают машины с интересующим их грузом. Во время стоянки они подгоняют другую машину и перегружают в нее часть или весь товар. В таких ситуациях можно говорить о том, что кражей занимался не один человек, а целая группа людей. Банда может включать в себя осведомителя (водитель, сотрудник ГИБДД, сотрудник компании собственника груза, сотрудник фирмы перевозчика или экспедитора), исполнителя и организатора. Для того, чтобы водитель не проснулся в самый неподходящий момент, мошенники могут использовать клафилиносодержащие препараты, алкоголь или снотворное.
Еще один распространенный вариант – кража застрахованного груза при ДТП. В том случае, если произошло происшествие и водитель серьезно пострадал, то следить забросанным по дороге грузом будет некому. Складывается удобная ситуация для кражи товаров.
Еще один вариант хищения товаров – инсценировка с переодеванием. Злоумышленники маскируются под инспекторов ГАИ и останавливают движущийся по трассе автомобиль. Под разными предлогами они вынуждают водителя покинуть транспортное средство. После этого водителя могут избить или убить, а автомобиль с товаром исчезнет в неизвестном направлении. При желании, таких мошенников можно вычислить по ряду косвенных признаков: отсутствие нагрудного значка, который присутствует у всех сотрудников ГИБДД, несоответствие размера формы параметрам человека, отсутствие специализированного головного убора. Кроме того, мошенники часто используют самодельный жезл и носят обувь гражданского назначения. Важно помнить, что сотрудники ГИБДД могут тормозить автомобили в ночное время суток только на стационарных постах. Если сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство в дневное время суток, то он должен иметь служебный транспорт с проблесковыми маяками, соответствующей окраской и опознавательными знаками.
Важные правила для защиты груза от хищения во время транспортировки
Чтобы свести риск возникновения нежелательных ситуаций к минимуму, важно соблюдать несколько простых правил:
- Выбирайте для сотрудничества только проверенных перевозчиков. Хорошо, если у клиента есть возможность выбирать между несколькими транспортными компаниями с хорошими отзывами и рекомендациями. Если по каким-либо причинам у владельца груза нет на примете проверенных перевозчиков, следует обратиться за советом к своим партнерам, с которыми сложились доверительные отношения.
- Заключение договора – очень важный этап. Владелец груза должен тщательно проверить каждый пункт, указанный в документе. Если какой-то момент будет смущать, следует обратиться за консультацией к юристам. При отсутствии юриста в штате, можно заключить договор на юридическое сопровождение деятельности.
- Перед подписанием договора с перевозчиком необходимо запросить у него как можно больше документов с регистрационными данными и другой важной информацией. Также стоит попросить копию прав водителя и копию свидетельства о регистрации машины.
- Хорошо, если перед поездкой вы сможете лично встретиться с водителем и сообщить ему, что информацию о пути следования, характере груза и пункте назначения передавать третьим лицам категорически запрещено. Объясните ему, что такие данные могут спровоцировать разбойное нападение и кражу груза. Оставьте водителю личные контактные данные, а также данные своих помощников.
Перечисленные выше действия не займут много времени, но помогут избежать возникновения нежелательных ситуаций в будущем.
Изображение от Freepik